Ира, тряхнув обесцвеченными патлами, хлопнула подъездной дверью. Вслед ей неслось обнадеживающее.
· Чтоб ты, зараза, под машину попала!
Ира автоматически сложила кукиш в ответ на материнское благословение (привычка - великое дело) и быстро зацокала каблуками по щербатой лестнице.
Спускаться с девятого этажа, где они с матерью снимали однокомнатную, еще ничего, а вот подниматься, особенно после ночной смены в баре - пытка невыразимая. А что делать: мотор от лифта кто-то давно и бесповоротно списал.
Стенки с наскальной живописью местных Пиросмани наконец-то закончились. Ира миновала биржу сплетен - 3 -х бабок у подъезда, буркнув им что-то нечленораздельное в качестве приветствия. Пенсионерки тоже издали ответный носовой звук и проводили ее оценивающе-осуждающим взглядом.
Крайняя, перевязанная черным платком по самые колючие глаза, прошелестела в спину.
· … Одна походка чего стоит…
У Иры только нижняя губа дрогнула. Все, теперь будут жужжать друг дружке - клеить всех окрестных бездельников ей в любовники. На полчаса работы хватит.
Кипя и бурля внутри от злости на всех старых перечниц вместе взятых, Ира шла на всех парах к маршрутке, попутно силясь вспомнить какое сегодня число.
Вдруг сверкнуло молнией - 14 мая - «Нечаянная радость». Надо, значит, кровь из носу, в церковь заскочить…
Лет пять тому назад, Ира совершенно случайно для себя обнаружила эту икону.
Дело было так. Соседка по старому корпусу тетя Фрося, одинокая незаметная старушка, к кому Ирка иногда забегала принести что-нибудь вкусненькое, уцелевшее на тарелках в баре, все ахала и благодарила.
· Пусть Господь тебе, деточка, пошлет Нечаянную радость. Чтоб я без тебя делала?!
Ира, поначалу пропускавшая старушечий лепет мимо ушей, как-то не утерпела и психанула.
· Скажете тоже, тетя Фрося! В такой долбанной жизни, как у меня, - ни детей, ни плетей, какая может быть нечаянная радость? Мужика нормального, и того не могу зацепить. Все одна шваль одноразовая к моему берегу плывет. А все от того, что хаты своей отдельной нет!
Бабка оживилась, заблестела выцветшими голубыми глазками в морщинистых веках и давай идею толкать.
· А ты пойди в церковь Иоанна Богослова. Там есть чудотворная икона Божьей матери «Нечаянная радость»…
«Ну, все, теперь ее до завтра не заткнешь», кисло размышляла Ирка, нащупывая в кармане пачку «Пирвели», чтоб отключиться от ненужной информации.
· Она такая темная, большая, - не унималась тетя Фрося. - Там еще с боку разбойник нарисован. Он, перед тем, как на грабеж пойти, всегда Матери Божьей ангельскую песнь воспевал. И всегда его дела хорошо шли… Как-то увидел он, что с иконы из рук Богомладенца кровь капает.
· Ну и? - Ирка отставила пачку и заинтересованно уставилась на рассказчицу в цветастом платочке. Попахивало детективом.
· …Разбойник-то обомлел и спрашивает: « матерь Бокия, кто посмел обидеть Младенца?». И слышит он от иконы, - тут голос тети Фроси зазвенел. - «Ты и подобные тебе грешники распинают Сына Моего своими грехами ежедневно!»
Ира аж вздрогнула и опустила глаза. Слишком уж живо представила себе картину и себя на соответствующем месте.
Тетя Фрося помолчала и выдала финал.
· … Разбойник раскаялся. Стал жить по совести. Потому и зовется эта икона «Нечаянная радость покаяния»…
Вот так, под впечатлением Фросиного рассказа, Ирка - матерщинница и крамольница, дошла-таки до указанного темного образа и, стесняясь косых взглядов прихожан, не поднимая накрашенных глаз на скорбный лик Богоматери, выдавила из себя мысленно: « Помоги мне хоть как-нибудь!»
Вроде за пять лет ничего координально в ее, Иркиной бестолковой жизни не изменилось. Работа через 2-ое суток на третьи в полусумрачном кафе-баре, а в нем, как говорится: «Все те же рожи и те же инструменты». Мать, Иамзе, все так же бурчала по поводу и без повода на нищую жизнь на чужой жилплощади (свою-то хрущовку давно пустили по ветру за долги), на негодную дочь Ирку и все, что с ней связано.
И все же на фоне этой ежедневной болотной плесени Ирка стала то тут, то там находить сюрпризы - маленькие радости. То ли они и раньше были, а она их, лопаясь от злости, просто не замечала, то ли что-то в ней самой изменилось. Сказать трудно. Ладно, стоп. У Иры жизненный принцип: « В голову ничего лишнего не брать, а то мозги в косичку заплетутся!».
Поэтому, несмотря на опоздание на работу, Ира сделала лишний крюк и оказалась в той самой церкви. Попросила в кассе 2 платка подлинннее (один джинсы прикрыть, другой на голову и плечи накинуть) и пошла со свечами к знакомой иконе. Постояла минут пять в умственной напряге, зажгла свечи и вышла.
Выйдя из церкви, она наткнулась на процессию. Человек двадцать детей, разномастно и жутко одетых, шли парами по направлению к Зоопарку в сопровождении овчаркообразной тетки с рыжей шевелюрой. В конце плелись двое близняшек. Красные колготки в гармошку на щиколотках, куцые салатового цвета выгоревшие платья и какого-то матового цвета лица, густо обсыпанные прыщами.
· Откуда вы? - поинтересовалась Ирка.
· Цхнетский детский дом, - лениво откликнулась одна из близняшек.
Ирка проводила их долгим взглядом. У нее хоть внешний видон еще ничего, и то личная жизнь на точке замерзания, а этих страхолюдных что ждет? Еще, небось, воспитатели смертным боем бьют.
Ира заторопилась на работу. У входа, по закону подлости, столкнулась с хозяйкой бара - расфуфыренной Шореной. Та, конечно, тут же погнала на нее пургу.
Ира, бормоча извинения, юркнула за стойку и изобразила дикую занятость - стала наводить порядок среди бокалов. Шорена покричала для порядка и вскоре заткнулась. Ценит все-таки Ирку. Из трех барменш только она на ломанном английском болтает - туристов в заведение заманивает и на выпивку их разводит.
Весь день Ира была рассеянна - никак не шли из головы прыщавые близнецы. Ночью даже 2 бокала кокнула. Хорошо, хоть удалось списать на пьяных шотландцев.
Отоспавшись после ночной смены, Ира поднялась в Цхнети, разыскала здание с облупившимся фасадом и зашла к директору выяснять какие бумаги нужны для усыновления. Шла со страхом. А ну, как заломит он несусветную цену за оформление. Но дело сладилось очень быстро.
Директор, диваноподобный субъект с пухлой физиономией, неиспорченной интеллектом, шустро продиктовал Ире список нужных справок, втайне радуясь, что избавится от «нетоварных» близнецов. В детдом при новом президенте зачастили иностранцы, любящие задавать идиотские вопросы об условиях содержания.
Через 2 недели близнецы Эка и Мака уже удивленно озирались на ободранные обои Иркиных апартаментов. Под наплывом новых впечатлений Иамзе решила тряхнуть стариной, заявив:
· Пойду, хинкали с картошкой налеплю.
Сама Ира тут же поставила греть кипятильником воду и бросилась перерывать ящик со всяким хламом в поисках частого гребешка для вшей. Не хватало еще подцепить эту экзотику и загреметь с работы.
На другой день, когда Ира убедилась, что керосин сделала свое дело, Мака и Эка были отпущены на экскурсию во двор с напутствием:
· Идите, поиграйте.
Ровно через 15 минут со двора донесся крик. Ирка чуть не вывалилась из окна от впечатляющей сцены - близнецы со знанием дела мутузили двух соседских мальчишек.
Приемная мать вихрем скатилась с 9-ого этажа разнимать своих питомиц. В голове мелькнула очень своевременная мысль.
· Опана! Теперь прощай депрессия.
Сюрпризы сыпались на Иру как из рога изобилия. Чесотка у близнецов и непредвиденные траты были только первыми ласточками. Но главное было впереди.
Как-то в дверь постучали ( звонка за ненадобностью не имелось).
Иамзе, шлепая кошами, потащилась открывать, зверея от мысли, что опять явилась соседка Этери с просьбой отлить стакан постного масла.
· Кто там?
На пороге, мило улыбаясь, стояла беременная первая леди республики Грузия Сандра Руловс в окружении плечистых охранников. Сзади маячил парень с камерой.
На другой день, когда Ира, как всегда, крутилась за стойкой, к ней подошла Шорена и царственно приложилась к щеке барменши.
· Поздравляю, генацвале! Когда на новую квартиру переедешь, не забудь нас пригласить.
Ира растянула малиновые губы в улыбке: - О чем разговор.
Шорена, бренча браслетами, начала возмущаться.
· Я смотрела по «Курьеру» как тебе Сандра ордер вручала и злилась. Это все пиар-компания перед выборами. У президента рейтинг упал. Вот они и стараются!
Ира поправила сползшую маечную бретельку на округлом плече и сказала серьезно.
· Это как посмотреть. Кому пиар, а кому нечаянная радость. Я думала, что сдохну в чужой хавере…
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
А мне понравилось. Так живо написано! А что на людей обижены-не обижены - так это как посмотреть...
Морозова Светлана
2008-10-23 19:26:56
Очень интересно написано,живым языком.
Ирина Фридман
2008-10-24 12:47:02
Хорошо, немного по существу.
Начинает рассказ автор со своих слов. И во всем рассказе чувствуется, что девушку он недолюбливает. "Ира, тряхнув обесцвеченными патлами". Если бы это мать Иры прокоментировала, оборот был бы уместен. Язык у автора живой, но острый.
Далее, что еще не понравилось. Вы знаете, есть места в которых острота неуместна, если не обоснована "... в сопровождении овчаркообразной тетки с рыжей шевелюрой..." Если данная особа играет в вашем рассказе негативную роль, то пожалуйста, покажите это читателю. Я скажу вам, работники дет.домов выполняют очень трудную работу. Вам может быть этого не понять. А дарят они свой труд чужим детям. Образ воспитателя дет. дома сам по себе положительный.
Далее, по моему не совсем раскрыт переломный момент, почему Ира берет этих близнецов к себе. Вид у них по описанию неприглядный. Детей мы представляем только по гразной одежде и прищам. Может быть глаза их были причиной? Сколько лет было блезницам? Подростки что ли? (они чаще всего подвержены прищам.)
"Директор, диваноподобный субъект с пухлой физиономией, неиспорченной интеллектом" - еще один момент. Знаете, мне кажется вы взялись описывать то, на что еще недозрели. Поясню. Директор дет. дома это личность взявшая на себя большой, малоприбыльный воз. Если у обычной русской семьи один или два ребенка, у вышеописанной личности их от 20ти... Я уважаю труд этих людей. Пухлая физиономия неиспорченная интеллектом подходит больше к высокопоставленным особам в комерческих облостях. Государство не ценит социальных работников в дет. домах. Это видно хотябы по зарплате. Давайте и мы не будет добавлять свою ложку дегтя в общую бочку.
Вложите любовь в то, что пишите.
Станислав
2008-10-25 08:14:38
Ирине Фридман. Пожалуйста, не осуждайте то, чего вы не понимаете. Ваши замечания ни в какие ворота не лезут. Вот давайте нарочно у всех читателей спросим: любит автор эту девушку с "патлами" или нет? Зачем же она о ней пишет, зачем "хеппи-енд"? Вы не заметили самого главного в творчестве Марии: она рисует очень простую, очень живую (как заметили все, кроме вас) картину - для меня буквально в духе Нико Пиросмани. При этом автор как бы абсолютно отстранен от своих героев: они не плохие и не хорошие, они точно такие же, как и в жизни. Не хотел писать это Марии, но её рассказы простотой изложения, краткостью и какой-то наивной правдивостью похожи на евангелия. И уж если зав. дет. домом похож на неинтеллектуальный диван - вам придётся это принять, как бы вы не любили социальных работников. Несмотря на это, только слепой может не видеть, каким светом и какой любовью ко всем этим неумытым, неправильным, вшивым и вороватым людям пронизаны рассказы Марии! Вы требуете писать красиво, открывая для глупых, почему это две вшивки понравились этой патлатой. При всей простоте рассказа автору присуща та глубина, на которой она предлагает читателю увидеть внутреннюю красоту её непарадных героев. Которую она сама так ясно видит и такими простыми средствами рисует. Не опошляйте её рассказов своими "прямоугольными" требованиями!
Ирина Фридман
2008-10-25 08:48:30
К Станиславу: вы действительно верите в то, что пишите?
Чем я опошлила творчество Марии? Отзывом который вам не понравился? Я высказала то, что мне не нравится. Вы знаете, описание образов мне не понравилось не с литературной точки зрения а с простой человеческой. У того такая рожа у того кривая. Не думайте что я люблю в прозе сливочное масло размазанное по бумаге. Ну со схожестью с евангелием вы загнули.
А вот любви я и не заметила.
К Марии: если я вас обидела своим коментарием, прошу прощение. Не ставила это своей целью.
Пусть это не будет препятствием в вашем творчестве. Любви вам.
P.S. Сюжет вашего рассказа мне понравился.
Mariam
2008-10-25 09:37:05
Ирина, спасибо вам за критику. История эта была списана с жизни, я только имена поменяла, как делаю это обычно. Герои моих рассказов это мои друзья, знакомые, соседи и т.д. Что касается работников детских домов, то среди них бывают разные люди. Я училась с детдомовскими ребятами и мне приходилось слышать много чего такого, от чего можно было содрогнуться. Дефектов в рассказах много, мне не с кем посоветоваться. Можно, я буду присылать вам полуфабрикаты?
Лора Попова
2008-10-25 18:11:53
Спасибо, Мария! Слава Богу и спасибо Вам за слово жизни.
Вдохновленно любовью и написано любовью.
Глаза любви Творца смотрят на всех этих людей, не унижая, не оскорбляя, но сочувствуя и сопереживая. И поднимая.
Никто не кажется жалким или злым: ни диваноподобные, лишенные даже намека на интеллект, ни овчаркообразные с рыжей шевелюрой.
Такая любовь и свежесть в Духе!
Такое ободрение творить добро, открывая двери чудес.
И веришь Богу о всех этих людях, что в государстве начинаются изменения, когда ЛИЧНО ты сделаешь не просчитанное рациональной выгодой добро, оживляющее всё и вся вокруг.
Полностью поддерживаю отзыв Станислава.
Творите, продолжайте творить Духом Святым, дорогая сестра наша, драгоценная дочь Божья Мария.
Несите дух утешения и преображения в сердца наши - ЖИВЫЕ воды любви Господней!
Авва, Отче! благослови нашу сестру Марию из Твоих источников благоденствия и великолепия жизни во Христе. Да будет воля Твоя, благая и совершенная на доме и роде Марии, Отец.
Благодарим. Благодарение и слава Тебе, Папочка Небесный, что стал Обеспечителем семьям, принявшим детей, что стал Папочкой этим детям. Благодарим Тебя за НОВУЮ, процветающую в Боге Грузию, Отец и Творец. Благодарим Тебя за наши страны и правительства, которые Ты вводишь во власть по молитвам нашим, народам во благо. Спасибо, Авва, Отче. Аминь.
Станислав
2008-10-26 10:18:34
Вот где можно от души сказать "Аминь!". От Лоры мне пару раз влетело - но всё по делу. Видит она правильно. Мы все несовершенны - но нельзя же, на самом деле, путать любовь с ненавистью! Иначе, чем мы здесь занимаемся?
Станислав
2008-10-26 10:34:09
Ирине Фридман. Надеюсь, я тоже вас не обидел? Старался по существу. Видите ли, в чём дело: вы не приметили слона. Поэтому искренне посоветовал бы вам исследовать это. И пока не поймете, кто неправ: вы, или Станислав с автором - лучше не критикуйте. Может оказаться, что вы хороший литературный критик - и люди будут доверять вам. Но, похоже, вы - духовный младенец, и это может нанести вред критикуемым вместо пользы. (Кстати, почему то младенцы обижаются, когда им говоришь про их молодость. Вы настолько ли зрелы, чтобы не обижаться?). Почему, я объяснял: вы не увидели слона - любовь автора к этим людям, которая просто брызжет! Второе - вы не увидели, что она пишет не образы, а портреты. Тут ей, наверное, не хватает художества - вам виднее. Но именно это и делает её рассказы похожими на евангелия - севершенно "антихудожественые" произведения. Тем не менее, будучи даже плохим искусствоведом, я знаю, что подобный "нехудожественный" стиль абсолютно приемлем и является искусством. Именно этот стиль и напоминает мне картины Пиросмани.
Честно говоря, меня удивляет это искусство: делать буквально "фотографии" жизни, и при этом куда-то в это фото умудряться втискивать море любви и предвзятости СВОЕГО взгляда! Сравните с моим рассказом "Икона", тоже из жизни. Но это земля и небо: у неё жизнь с любовью, у меня - грубое "мужское" изложение факта. Сёстры с их любовью меня положительно восторгают!
?
2008-10-26 22:07:09
Обожаю этот стиль. Это не просто подкупает, а прямо таки намагничивает притяжением. Спасибо.
Кот и его мальчик - Юстина Южная Городское фэнтези.
Мальчишка и его кот... или нет, не так... кот и его мальчишка открывают дверь подъезда, чтобы попасть в альтернативную реальность. Довольно суровую.
Название, возможно, напомнит вам о Льюисе. Но, прочитав, вы поймете, что невозможно было назвать этот рассказ иначе. :)
Картинка - А. Садовский